Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь – самый древний на Псковщине монастырь (Псковский район, деревня Елизарово), основан в 1447 году.  Монастырь расположен в 25 километрах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера). Назван по мирскому имени основателя – Елеазара.

Этот монастырь занимает особое место в истории России и православного мира. Здесь хранится Цареградская икона Божией Матери, переданная в дар основателю обители преподобному Евфросину Константинопольским Патриархом Геннадием II. 

Здесь старец Филофей обнародовал идею вселенской ответственности России за православие и человечество: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти”. 

История обители уходит в глубь веков. Давным-давно на этом месте поселились сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась для них слишком тяжелой. Тогда в 1425 году сюда был призван монах Снетогорского монастыря Евфросин. Евфросин (в миру Елеазар) родился в селе Виделебье, близ Пскова, в семье простых поселян. Он получил хорошее образование, был книжником и богословом. Был пострижеником псковского Снетогорского монастыря. По благословению духовника не желавший вступать в брак юноша поселился в лесу на реке Толбе в небольшой келье. Для постижения науки богослужения Евфросин даже ходил пешком в Константинополь, где был принят Константинопольским патриархом Геннадием II, подарившим на благо пустынножителей Цареградскую икону Божией Матери. Братия с радостью встретила святыню на дороге, ведущей в Псков. По легенде, Евфросин остановился передохнуть, икону поставил на землю и вдруг чудесным образом на этом месте забил святой источник, названный Пречистенским.

Однажды Евфросин увидел во сне трех святителей; Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые указали ему, на котором месте следует построить монастырский собор. Старец велел братии скопать горку и засыпать один рукав реки, где и были поставлены кельи и величественный храм во имя Трех святителей (в 1447 году). Сначала храм был деревянный и стоял на горе, позже монастырь перенесли неподалеку на другое место и стали строить уже каменный храм.

В обители были воспитаны многие подвижники, которые по благословению Евфросина основали на Псковщине десять монастырей, переживших и периоды расцвета, и времена разрушений и запустения. Но все эти обители сохранились и были возрождены. 

Среди знаменитых учеников преподобного Евфросина – Савва Крыпецкий (основатель Иоанно-Богословского монастыря), Никандр Пустынножитель (основатель Никандровой пустыни), преподобный Онуфрий (основатель Мальского монастыря) и другие. Именно поэтому Евфросина считают родоначальником псковских пустынножителей. Сам преподобный Евфросин, основав обитель, отказался быть ее настоятелем, не получив даже священнического сана. Первым Елеазаровским игуменом был его ученик Игнатий.  

Преподобный Евфросин (в миру Елеазар) умер в 1481 г. в возрасте 95 лет. Причислен к лику святых в 1551 году. В честь него обитель стали называть Елеазаровской. Мощи основателя монастыря находятся в Трехсвятительском соборе – главном монастырском храме, построенном в честь трех явившихся старцу святителей.  В ризнице обители также  хранилось подлинное духовное завещание святого Евфросина. В 1908 году о нем уже писали как об утраченном. 

 

Собор построен в 1574 году и является образцом средневековой псковской архитектуры. 

 

В начале XVI века в стенах монастыря верный духовный последователь Евфросина старец Филофей сформулировал знаменитый тезис: “Москва – третий Рим”.  Монастырь стал в псковских землях духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерский монастырь выступал за сохранение псковской независимости, Елеазаровский монастырь отстаивал необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи и стал Филофей.

Позднее к собору пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле, что отражает стремление к единству российского государства, объединенного вокруг Москвы. Все в монастыре пропитано этой идеей – идеей государственности и особой духовной миссии России. Россия рассматривалась как единственно надежная хранительница истинного православия.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Когда шведы разграбили монастырь, они захватили и Цареградскую икону. Однако корабли их вместе с иконой и награбленным тут же затонули в Псковском озере. 

В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо- Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название “Спас Елеазаровский”.

К началу XX века в обители остались около 20 монахов. Однако уровень образованности и духовности в монастыре неизменно оставался высоким. Сохранялось старчество.

            После гибели царской семьи и революции 1917 года Спасо-Елеазаровскую  обитель постигла печальная участь всех российских монастырей: она была закрыта. Помещения сначала были отданы под склад, потом – под санаторий для больных туберкулезом, а позднее в ней располагались различные детские учреждения: детский дом-интернат, санаторий, база отдыха, спортивный лагерь. В 1923 году монастырь был окончательно упразднен. В результате такой «хозяйственной деятельности» от монастырских строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус. 

Зимой 1941-1942 гг. во время Великой Отечественной войны и во время оккупации Пскова фашистами в соборе и братском корпусе находился госпиталь для раненых немцев. 

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI – нач. Х1Х вв,), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь возвращен Псковской епархии. Первое богослужение произошло 28 мая 2000 года в день памяти преподобного Евфросина. Этот день считается днем начала возрождения монастыря. 

Первой иконой, которую принесли в монастырь, была Цареградская. Ее передал отец Николай Гурьянов с Талабского острова, где она хранилась сорок лет в алтаре храма.

В этот же день приняла иноческий постриг с именем Елисавета Татьяна Ивановна Беляева, назначенная вскоре настоятельницей Спасо-Елеазаровской женской обители. Монастырь изначально был мужским, а с 2000 года стал возрождаться как женский.

За 10 лет матушке Елисавете удалось сделать невозможное: монастырь воскрес из руин и забвения во всем сиянии былой славы. Она выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». Это случилось 19 августа 2010 года в дни визита на псковскую землю Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.